СЛОВО ПАСТЫРЯ О ЧУДЕСАХ БОЖИИХ
Великие чудеса Божии окружают человека от рождения до самой смерти, можно даже ска-
зать, что человек живет внутри Божиего чуда, имя которому - сотворенный мир. Окружающий че-
ловека видимый мир - прекрасен, гармоничен, в нем есть все, что необходимо для жизни человека.
Господь не просто сотворил материальный мир, но и заложил в основу его законы, управляющие
им, которые человек может познавать, но не может отменять или создавать новые. Еще более пре-
красен невидимый мир - мир духовный, ангельский. И первые люди наслаждались им и имели
бесценную, сладостную возможность общаться с Самим Творцом. Грехопадение скрыло этот
высший мир от глаз человека, и теперь только по Божественному Откровению духоносным мужам
человек может судить о несказанной красоте того мира, о котором написано: Не видел того глаз,
не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.
2, 9). Но человек и видимый мир не оставлены Богом, и Его Любовь к падшему человеку - это то-
же величайшее чудо. И из этого чуда произошло наше Спасение - Воплощение Христа Спасителя,
Страшная Голгофская Жертва, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Его славное Вознесе-
ние. Кровию Своей Господь основал и утвердил Церковь и установил Таинство Евхаристии. И вот
уже две тысячи лет каждый день совершается для нас, грешных, это Чудо из чудес - под видом
хлеба и вина верные причащаются Тела и Крови Христовых, приобщаются на земле вечному Цар-
ству Божию. Это чудо - для всех и для каждого на земле, только веруй и с покаянием обратись к
Подателю вечных благ. В этот блаженный и святой миг соединяются в человеке Высший мир - ду-
ховный - и мир материальный, и Дух Святой одухотворяет, просветляет косную материю. Это и
есть реальное содержание всякого чуда - взаимодействие невидимого Духа с видимой материей.
Великое чудо Евхаристии совершается прикровенно, недоступно для наших органов
чувств, но всякий, причастившийся Христовых Таин, ощущает в душе веяние благодати Божией,
свидетельствующей о чуде. И эта прикровенность высшего из чудес Божиих не случайна: Господь
оберегает свободу нашу, чтобы не рабски, не по принуждению мы шли за Ним - но доброй волей и
сыновней любовью. Во время искушения от диавола в пустыне Господь наш отверг чудо, творя-
щееся ради порабощения человеческого духа, и повторил заповедь, данную при Ветхом Завете: Не
искушай Господа Бога твоего. Однако во время Своей земной жизни Господь сотворил великое
множество чудес, по неизреченной Своей милости приходя на помощь больным, страждущим,
обуреваемым злыми духами. Часть из них описана в Евангелии, сведения о других не дошли до
нас, потому что, как пишет Евангелист Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы пи-
сать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25).
Перед Божественной Любовью к страждущему человеку отступали законы материального
мира: усопшие воскресали, неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозрева-
ли, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплем покидали годами мучимых ими людей,
чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури. Но то, что для нас является нарушением
законов материального мира, в действительности мира духовного, живущего Божественной жиз-
нью, является естественным, гармоничным, "обычным" ходом событий. Поэтому всякое чудо Бо-
жие - это откровение о грядущем Царстве Божием. То, что для нас и даже для самих Ангелов, как
часто поется в церковных песнопениях, - дивное чудо, то для Господа - простое, "обычное" дело:
...Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о
Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).
И по Вознесении Своем Господь не перестает и доныне творить чудеса - об этом тысячи и
тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви. Более того, Он даровал чудотворную
силу ученикам Своим: ...Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих
сотворит... (Ин. 14, 12). В величественном соборе наших святых заступников первенствует Пре-
чистая Владычица наша Пресвятая Богородица, которая Своей многострадальной жизнью преду-
готована была, чтобы знать наши немощи и скорби, и Ей дана особая благодать заступничества за
род человеческий. Благодатная помощь Заступницы нашей и святых Божиих в Церкви нашей про-
являлась и проявляется столь обильно, что, можно сказать, стало уже обычным, повседневным. Но
в жизни человека, впервые реально пережившего чудо помощи Божией, это великое событие. Оно
укрепляет веру, обращает к покаянию, исполняет человека радости и сыновней благодарности к
Отцу Небесному, не оставляющему нас в нашей земной жизни. И всякая весть о благодатном чуде,
касаясь сердца человека, не ожесточенного богоборчеством и неверием, отзывается в нем благого-
вейным изумлением и радостью по Боге, указывает ему Путь, и Истину, и Жизнь (Ин. 14, 6).
В детстве я очень скептически относился к чудесам: не верил в их возможность. Впервые я
осознал настоящее Божие чудо, когда мне было лет шестнадцать-семнадцать. Тогда я жил на ок-
раине Москвы вместе со своей мамой в деревянном стареньком доме, который отапливался углем.
В это время шла перепланировка района, где мы жили. Осенью к дому подъехать было нельзя, а
обстоятельства сложились так, что мне нужно было уехать в начале сентября примерно на месяц.
Следовало ожидать, что по возвращении моем домой дороги уже не будет, а нам нужно было при-
везти уголь с базы. И вот последний день перед отъездом, пятница. Я поехал на базу утром. Уголь
был, а машины - ни одной. Рабочий день подходил к концу, и угроза остаться на зиму без угля
становилась все более реальной. Что делать? Я стал молиться Николаю Чудотворцу. Вышел на
улицу - и шофер первой же машины согласился мне помочь. Все закончилось благополучно. Ка-
жется, мелочь, но я впервые ощутил помощь от Бога по молитве святого угодника Божия. После
этого были и другие чудеса, но это я запомнил особенно, на всю жизнь. Это было чудо мне, чело-
веку еще нетвердой веры.
Приведу другой пример. Я служил священником в маленьком поволжском городке (это
был мой первый приход). Как-то в пятницу у меня откололась часть зуба, а нерв оголился. Я при-
шел в больницу, но врачи уже ушли (рабочий день закончился). Надо было ждать понедельника, а
мне - богослужения совершать. Что делать, когда нестерпимая боль, а помощи получить неоткуда?
Я стал молиться и просил о помощи Николая Чудотворца. У меня было немного мира от его мо-
щей. Я помазал больной зуб, и постепенно боль прошла. Все богослужения прошли спокойно для
меня. К врачу я попал только через неделю. Посмотрев зуб и выслушав меня, врач сказала, что та-
кого быть не может! И тем не менее, нерв в зубе оказался мертвым без предварительной обработ-
ки лекарством. Боль была при удалении нерва только в том месте, где он прикреплялся к корню.
Вот Божия помощь, которую почувствовал я один, а не множество людей. И таких чудес Божиих
бывает очень много. Они случаются именно в тот момент, когда это действительно необходимо
человеку.
На том же приходе был еще такой случай. Как-то раз в одиннадцать вечера ко мне приеха-
ли на мотоцикле и сообщили, что на окраине города умирает бабушка. Меня попросили ее испо-
ведать и причастить. Стоял октябрь, погода была плохая, дождливая. Добравшись до места, уви-
дел умирающую пожилую женщину. Я прочитал молитвы и, поскольку знал, что она глубоко ве-
рующий человек, решил ее причастить, хотя не должен был, наверное, этого делать, так как ста-
рушка была без сознания. Я надеялся, что она меня слышит. Преподав ей Святые Тайны и собира-
ясь уходить, я попросил родственников сказать ей, что ее причастили, если больная придет в себя.
И вдруг бабушка открывает один глаз и говорит еле слышно: "Спасибо, батюшка, мне легче ста-
ло".
Приведу еще один пример. Однажды я соборовал одну очень старую, больную женщину: ее
дочке уже было за шестьдесят. Болящая была слепа и глуха. Когда я пришел соборовать, дочка
никак не могла докричаться до нее, чтобы сообщить, что пришел священник. Я стал соборовать
эту бабушку, молился за нее. Семь раз помазал освященным елеем, и каждый раз при помазании
она поднималась на постели, широко открывая слепые глаза, протягивала руки и говорила: "Бог
послал Ангела!" И так было семь раз. Эта женщина, с которой уже не было никакого контакта,
ощущала благодать Божию.
Много было таких случаев. Чудеса от Бога всегда несут человеку что-то светлое. Но быва-
ют действия и для вразумления человека, например, когда внутренне человек соглашается на грех.
Тогда может произойти что-то такое, что сразу отрезвляет человека. Много я слышал от людей на
исповеди о чудесах подобного рода, знаком с этим и сам не понаслышке.
К сожалению, не всегда человек, когда с ним случается чудо, воспринимает его так, как на-
до. Часто за чудо принимают то, что им не является.

Мы издаем книгу непридуманных рассказов о чудесах, чтобы помочь людям отличить на-
стоящее чудо от ложного. Зачем нужно об этом говорить? Затем, что мы должны услышать, уви-
деть и понять любовь Божию к нам и не унывать, свято помня, что все возможно верующему. Есть
живая вера, есть живая связь с Богом. Даже когда человек стремится к вере, будучи низвержен на
дно жизни, и тогда может произойти спасительное чудо. Но самое главное, конечно, не в этом.
Самое главное в том, что Богу удается достучаться до наших сердец. Самое главное в том, что су-
ществует Церковь. Церковь - это Божие чудо, это та семья, в которую мы входим и становимся
Божиими детьми, оживая, обретая Бога, живя во Христе, духовно распрямляясь, и получаем - со-
вершенно незаслуженно, только по Божией любви - радость Богообщения, которая открывается
нам не тогда, когда мы этого хотим, а только в том случае, если мы со смирением, осознанно об-
ращаемся ко Христу. Мы видим чудо и в том, что по нашим немощным словам - и не только свя-
щенников, но и мирян - чьи-то души начинают оживать и преображаться. Мы видим чудо и в том,
что вопреки всем обстоятельствам Церковь выжила. Хотя она и больна, но залечивает раны и жи-
вет, приобщая людей к Вечной жизни, стараясь быть солью земли, выполняя свое предназначение.
Протоиерей Борис БАЛАШОВ


ЧУДЕСА И РЕАЛЬНОСТЬ
Что такое чудо и как к нему относиться? Попытаемся дать определение чуда с научной
точки зрения.
Наука строится на фактах и теориях, их объясняющих. Факт - это то, что может воспроиз-
вести любой другой человек, в любом месте, если соблюдет необходимые условия. При этом, ко-
нечно, важно, чтобы у него был соответствующий уровень подготовки, но совершенно неважно,
порядочный это человек или непорядочный, эгоист или альтруист, верующий или неверующий.
Кроме того, этот факт должен быть зафиксирован нашими органами чувств или с помощью при-
боров. Чудо реально, но оно, как его понимает наука, - не факт, потому что не может быть вызвано
по нашему желанию со стопроцентной гарантией, как, допустим, остановка автомобиля при нажа-
тии на исправные тормоза. Есть, однако, одно такое чудо, которое совершается всегда за Литурги-
ей - это чудо Евхаристии, но органам чувств оно недоступно, поэтому не может рассматриваться с
научной точки зрения.
Есть такое общеизвестное чудо, как схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Ус-
тойчивая повторяемость здесь есть - на праздник Пасхи, но и в этом случае не любой человек и
даже иерарх не любой христианской конфессии может молиться у Гроба Господня, чтобы сошел
этот Небесный огонь, - он сходит только тогда, когда молится там православный Патриарх. На-
блюдать же сам огонь может любой человек, находящийся у Гроба Господня в момент схождения
огня, и каждый может своими руками дотронуться до этого огня: некоторое время он не обжигает
(это проверено на опыте тысяч находившихся там в это время людей) руки, волосы и т. д. Свеча
горит, можно держать руку или даже бороду в огне свечи без всякого вреда, и это может делать
кто угодно. Это даже с научной точки зрения - факт, известный всему миру. Ну и что - весь мир
из-за этого бросился в Православие? Да ничего подобного. А почему? Потому что одного факта
для выработки мировоззрения еще недостаточно - нужна теория, этот факт объясняющая.
Теорий может быть несколько, и каждая из них один и тот же факт объясняет по-разному.
Которой из теорий следовать - выбирать самому человеку. Дело в том, что из одной теории в дру-
гую нет логического перехода. В основании любой теории лежат аксиомы (первоначально без до-
казательств принимаемые положения), а затем уже все закономерно, все имеет причину. Даль-
нейшее уже зависит не от кого, а от чего. Что - это материя, винтики механизма: именно они и
диктуют дальнейшее развитие событий. Однако какой набор винтиков взять - зависит не от чего, а
от кого. Этот самый кто и делает выбор. В православном богословии этот кто носит название лич-
ность (по-гречески - ипостась). Личность делает этот первый нелогичный ход, а дальше - все по
логике. Выходит, какой теории следовать - выбирать тебе.
В науке следуют той теории, которая, объясняя предыдущие факты, может предсказать
факты последующие или же указать, где и как можно зафиксировать неизвестный доселе факт. До
тех пор, пока теории это удается, ей доверяют. В тех же пределах, в которых она "работает", мы
можем спокойно пользоваться этой теорией, даже заранее зная, что она не совсем верна. По этой
причине в науке бытуют иногда совсем примитивные теории, и логика здесь примерно такая: если
нет нужды в чем-то большем, то необъяснимые с точки зрения данной теории факты можно в рас-
чет не принимать - зачем над ними голову ломать?
Так и при выборе позиции в духовной жизни. Ну, не жжет огонь - и что мне от этого? Ну,
схватят меня черти после смерти и будут на сковородках жарить - и что? Я что, трус, что ли? Я не
куплюсь на ваши "блаженства". Вы говорите, что ваш Бог - самый сильный? Он меня покарает,
если я не за Него, в вечные мучения пошлет? Так я тем более буду против Него. Ваш Бог демонст-
рирует передо мной силу: Я, мол, могу ходить по воде, а ты - нет; Я могу из камня сделать хлеб, а
ты погибнешь в пустыне без Меня. Ну и погибну - но не покорюсь! Я свободен - и рабом не стану.
Вот к чему могут привести неоспоримые факты. Смелого и свободного человека они могут не
убедить, а, наоборот, вызвать на бунт. Факт - вещь неумолимая, "замолчать" его не удастся, но
против него можно сражаться. Пусть даже погибнуть, но не склониться перед силой - это достой-
но звания человека. Факт - это насилие, давление, принуждение. Теорию можно отбросить, при-
нять другую, более соответствующую собственному мировоззрению, но с фактом можно или сра-
жаться, или покориться ему - третьего не дано. Поэтому Господь и не делает чуда фактом повсе-
дневной нашей жизни, ибо чудо - это духовное насилие.
Конечно, существование одного такого чуда, как Благодатный огонь, имеющего силу факта
в том смысле, как его понимает наука, не оказывает на человеческое общество тотального давле-
ния. Поэтому Господь нам его и посылает - как благодатную радость, как вразумление, как нена-
вязчивое, отеческое напоминание, как утверждение для сомневающихся. Но остальные чудеса, ко-
торых творилось и сейчас творится по милости Божией, по молитвам Матери Божией и святых
угодников Его бесчисленное множество, - остальные чудеса происходят в чьей-то конкретной
жизни и статуса непреложного факта не имеют. Они могут и повторяться, но они непредсказуемы
и не могут быть воспроизведены любым человеком.
Для каждого конкретного человека, так или иначе соприкоснувшегося с чудом, оно имеет
силу реального факта и, следовательно, в какой-то мере является актом принуждения к вере, к из-
менению жизни, часто очень радикальному. И здесь возникает противоречие: Бог - это Неизречен-
ная и Несказанная Любовь, Безграничная Милость, и чудо - это проявление Божией Любви и Бо-
жией Милости к человеку страждущему, отчаявшемуся, в обстоянии сущему. И единственный
дар, который благодарный человек может принести Богу, - это ответная сыновняя любовь. Но лю-
бовь можно отдать и принять только свободно; насильно, как говорят, мил не будешь. И если мы
это понимаем, то Господь - тем более. Поэтому Он не навязывает Себя нам, не оказывает духовно-
го насилия. Но он же сказал нам: Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется
вам (Мф. 7, 7). Поэтому и подается сверхъестественная, чудесная помощь тем, кто готов просить,
а тот, кто готов просить, уже недалек от любви.
Некоторые говорят: "Покажите мне чудо - тогда поверю". Безумцы! Безумцы, никогда не
читавшие Евангелия и не знающие, что Господь, искушаемый диаволом в пустыне, отверг чудо
как средство покорения человека. Не творит Господь чудес для того, чтобы в Него уверовали. Да и
не нужно Богу, чтобы в Него веровали,- Ему нужно, чтобы Его любили. И не ради того, что Он не
может существовать без любви человека, а ради того, что человек никогда не поднимется от зем-
ли, никогда не достигнет Царства Небесного, не научившись любви - любви к своему Творцу и
ближнему своему, своему собрату. Потому что любовь - это единственный источник Жизни Веч-
ной.
Поэтому человека верующего, то есть любящего Бога, чудеса окружают со всех сторон, но
они для него - такая же реальность, как вся остальная действительность. И если он читает, или
слышит, или даже видит, что подвижник идет по морю, как по асфальту, чтобы принять в руки чу-
десно явившуюся икону, то для него это такой же реальный факт, как то, что он стоит, допустим,
на асфальте - и не проваливается (хотя Господь может повелеть и асфальту, и тверди земной рас-
ступиться и поглотить грешника).
Конечно, всякое чудо есть факт сокровенной, внутренней жизни человеческой души, и не
всегда человек считает необходимым и полезным рассказывать об этом постороннему, опасаясь
быть понятым и истолкованным в совершенно противоположном смысле. Ведь Господь ради него
нарушает законы материального мира, снисходя к его беде или немощи. И все же передача опыта
переживания чуда может быть полезной, а иногда и необходимой не только в рамках семьи (мона-
стыря), но и на более широком уровне, так как Богу иногда приходится находить способы вразум-
ления сразу огромных масс людей, если вдруг по воле людей нарушается Божественный Промысл.
Таково, например, устрашающее чудо явления Божией Матери Тамерлану в день Сретения в Мо-
скве ее Владимирской иконы. С точки зрения законов материального мира отступление Тамерлана
и его несметных полчищ от Москвы, которую готова была защищать сравнительно небольшая
дружина Московского князя, - абсурд. И оценить этот исторический факт иначе, чем чудо, может
только очень недобросовестный исследователь или человек с серьезными отклонениями в умст-
венном развитии.
Подобных чудес в нашей истории немало. И совсем недавнее чудо - развал советского го-
сударства. Для того, кто был хорошо знаком с системой охраны безопасности государства, это чу-
до несомненное. Видимо, Бог имеет Свой Промысл о нашей Родине.
Таким образом, для православного человека чудо есть такое же реальное проявление жиз-
ни, как и все остальные ее проявления. Все это Бог промыслительно дает нам. Кому-то из нас
нужна материальная поддержка, кому-то нужно облегчить физические страдания, а кого-то нужно
вразумить, побудить пересмотреть свое отношение к жизни - и вот начинает на его глазах мирото-
чить крест или икона. Но всякое чудо Божие имеет конкретную благую цель, и ради удовлетворе-
ния праздного любопытства икона не замироточит. Поэтому православный человек не искушает
Бога ожиданием чуда ради чуда, чуда - ради удовлетворения пустого, легкомысленного любопыт-
ства. Наоборот, если в его жизни неожиданно появляется что-то сверхъестественное - например,
явление света или Ангела во время молитвы, - православный, искренне любящий Бога человек
рассуждает примерно так: "Бог понимает, что я Его люблю, но любовь не зависит от подачек, ес-
ли, конечно, это не продиктовано некоей действительной необходимостью. Следовательно, это
кто-то другой под видом Бога хочет продемонстрировать мне свою "любовь". Бог не делает пус-
тых ходов. Значит, скорее всего, кто-то хочет меня прельстить. Зачем мне показывать то, что я и
так знаю, если это не нужно мне для исполнения моего послушания. Такие своего рода "пустые"
чудотворения, скорее всего, есть проявление мира, враждебного Богу, и потому не буду обращать
на это внимания. Если я молюсь Богу, то как же явившийся мне при этом Ангел может отвлекать
меня от молитвы. Если это Ангел Божий, он не будет этого делать. Значит, он не Божий. А с не
Божиим дело иметь очень опасно, я еще недостаточно крепок духовно".
Таково обычное, нормальное отношение православного человека к таким "погремушеч-
ным", "эффектным", буквально "прельщающим", отвлекающим от дела чудесам. Конечно же не
все чудеса таковы, но важно их различать. И единственным критерием, помогающим отделить
зерна от плевел, есть жизнь Церкви во всем ее многообразии. Как живой организм, ведомыми
только Богу путями Церковь изринет из своей среды, может даже и не совсем эстетичным спосо-
бом, все ненужное, пустое, а останется только то, что ведет нас в жизнь, из небытия в бытие. По-
этому не надо поддаваться на "чудесные" провокации вне Церкви и в лоне Церкви следует избе-
гать прелести, бороться с религиозными предрассудками и суевериями, за чистоту веры в здравом
уме, без ложных эффектов. Задача не из легких, но у нас есть верный компас - это Церковь, в ко-
торой все движется Духом Святым. И это великое чудо, сотворенное Богом.
Священник Савва ЩЕРБИНА

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЧУДУ
Беседа со священником Александром СОЮЗОВЫМ
Отец Александр: Тема о чудесах Божиих в жизни человека - одна из самых сложных, пото-
му что она всегда связана с отношением человека к чуду. Это отношение исходит из общего миро-
воззрения человека, из его отношения к Богу. Закоренелые материалисты не признают ничего не-
объяснимого, не поддающегося исследованию. А таких явлений немало. Человек, серьезно, про-
фессионально занимающийся точными науками, знает, что всегда в любом законе, определяющем
физические, химические и иные явления, существуют исключения. Эти исключения могут возни-
кать до бесконечности, можно даже вывести определенную закономерность их возникновения. К
какому выводу может прийти человек, стоящий на строго материалистических позициях? Остава-
ясь на этих позициях, человек придет к выводу о принципиальной непознаваемости окружающего
мира. Допустив же существование Надмирной Силы, то есть Бога, человек, столкнувшись с не-
объяснимым явлением, решит, что Бог играет его разумом, показывая, что невозможно загнать
мир в прокрустово ложе науки. Оба вывода - хула на Творца, потому что Он создал человека по
образу и подобию Своему, а значит, поделился с человеком и Своей творческой силой. Бог дал че-
ловеку разум именно для того, чтобы человек мог познать мир, его законы, его удивительную гар-
монию - и увидеть в этой гармонии и красоте отражение Самого Творца, познать Его благость.
Среди людей неверующих или слабоверных, то есть признающих, что "что-то там есть",
даже среди людей, считающих себя христианами, православными, но не живущих жизнью Церк-
ви, часто встречается прямо противоположное отношение к чудесным, необъяснимым событиям:
они готовы принять любое чудо, всякое событие, причин которого они не видят (притом эти при-
чины могут реально существовать), возводят в ранг чуда. В последнее время заметна тяга к чуде-
сам и знамениям: у всех на памяти ажиотаж вокруг барабашек, НЛО, собеседников с "голосами из
космоса" и т.д.
Такая позиция не менее, а может быть, даже более опасна, потому что такие люди стано-
вятся легкой добычей разного рода шарлатанов и бесовских сил и их адептов в реальном мире. Та-
ких людей бесы всегда готовы прельщать эффектными "знамениями" и лжечудесами. В право-
славной догматике это так и называется - прелесть. Состояние прелести очень опасно - оно может
привести к полному разрушению психики и даже гибели человека.
Поэтому относиться к чуду нужно так, как учит Православная Церковь. Церковь признает
чудо как проявление Благого Промысла Божия об отдельном человеке, семье, народе и даже целом
мире. Но при этом Церковь учит трезвению. Что это такое? Это значит смиренно признавать себя
грешником, недостойным милости Божией, и исследовать, от Бога ли это чудо или от врага рода
человеческого.
Михаил Молотников: Отец Александр, может быть вы укажете хотя бы самые общие при-
знаки, по которым можно отличить чудо Божие от бесовского наваждения?
О. А.: Самое главное сказал нам Господь наш Иисус Христос: по плодам их узнаете их. От-
личительной чертой чудес Божиих является благой результат. Если человек после совершившего-
ся с ним или рядом с ним чуда пришел к покаянию, если этот человек пришел к Богу, то это чудо
подлинное, то есть Божие. Если же человек, соприкоснувшись с чудом, возгордился, если он начал
превозноситься над другими людьми: "Я не такой, как все, я - избранный", - это явное прельще-
ние; эта симптоматика характерна для целителей, экстрасенсов, которых сейчас стало видимо-
невидимо.
Смело можно сказать, человек такой прельстился и впал в служение лукавому. В этом слу-
чае следует вспомнить Евангелие от Матфея (7, 20 - 22). Господь сказал: По плодам их узнаете
их... Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчество-
вали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?" . Но Господь говорит: И тогда объявлю Я им: "Я
никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 23), ибо не всякий, говоря-
щий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного (Мф. 7, 21). А воля Отца - это созидание и возрождение человека для Вечной жизни, а
не взращивание эгоизма, превозношение над другими людьми. Ну и самый простой вопрос: полу-
чение выгоды с тех даров, которые человек приобрел каким-то образом, открыв - случайно или по
сознательному прои зволению - дверь в другую реальность. История Православной Церкви знает
имена многих святых подвижников, которые уже при жизни были чудотворцами, но никогда ни
один из них не назначал цену за свою помощь. Больше того, те добровольные пожертвования, ко-
торые благодарный народ нес им, они отдавали в обители или раздавали нищим и убогим.
М. М.: Наверное, к положительным плодам чуда можно отнести укрепление веры, радость,
мир и покой на душе. А о прелести отцы Церкви утверждают, что она вызывает тревогу, беспо-
койство, неустойчивое состояние духа.
О. А.: Безусловно. Что от лукавого, то всегда вызывает нездоровое волнение, потерю трез-
вения, нормальной оценки окружающей действительности. Человек как бы теряет контроль за
своим состоянием. Почему мы об этом предупреждаем? Чтобы человек рассудительно, трезво
подходил к тем или иным событиям, происходящим в его жизни. Утрата трезвения опасна. Чело-
век, однажды прикоснувшись к прелести бесовской, чтобы вы ему ни говорили, будет только ка-
чать головой и поддакивать, а про себя думать: "Ну, ты мне говори что угодно, ты-то не видел, а я
знаю. Личного опыта у тебя нет, поэтому я тебе не верю". Этот внутренний голосочек - от лукаво-
го, он человека отделяет, отдаляет от других. Человек становится недосягаем и непроницаем, он
себя щитом гордыни от всех отгораживает и не собирается никого слушать. Поэтому мы и гово-
рим: если в вашей жизни произошло какое-то чудо, обязательно посоветуйтесь со священником,
чтобы получить объективную оценку происшедшего. Ни в коем случае нельзя советоваться с ка-
кими-нибудь чародеями, ворожеями и колдунами, потому что это будет сразу же истолковано не в
пользу вашего спасения, а в пользу вашего личного эгоизма, вашего личного превозношения.
Господь создал человека по образу Своему. Образ Божий должен чтиться в человеке, и пе-
ред другими людьми мы не должны ни превозноситься, ни унижаться. Мы должны высоко нести
этот образ в своем сердце и уметь разглядеть его в других людях.
Следует особо поговорить о случаях исцеления. Физическое здоровье сейчас рассматрива-
ется как главная ценность. Однако следует помнить, что не всегда физическое здоровье возвраща-
ется человеку, так сказать, бесплатно. Особенно об этом следует помнить тем, кто обращается к
знахарям, или экстрасенсам, как теперь говорят.
Если исцеление приходит не от Бога, человек теряет что-то духовное, а иногда он, получая
исцеление одного какого-то органа, от одной какой-то болезни, приобретает другую, скрытую бо-
лезнь, более опасную, чем та, от которой он избавился. Следует всегда помнить слова Господа:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто
хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп
даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... и тогда воз-
даст каждому по делам его (Мф. 16, 24 - 27).
М. М.: Отец Александр, в истории Церкви известно много таких случаев, когда монахам и
не только монахам, но и мирянам являлся свет или ангел, который говорил: "Я за твои добродете-
ли приставлен к тебе, поклонись мне, и я больше никогда от тебя не отойду. Буду помогать тебе во
всем". И вот человек, обманутый видением, поклонялся лжеангелу, а дальше - страшный хохот и
отвратительные морды. И человек или с ума сходил, или погибал вовсе. Так что самое верное от-
ношение - это не искать никаких знамений, не быть настроенным на их поиск.
О. А.: Да, самая верная, трезвая позиция - это не искать чуда. Потому что стремление к чу-
ду - это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Дело в том, что
настоящее Божие чудо происходит тогда, когда душа человека готова его принять, готова пове-
рить в Бога, пойти за Ним. И тогда в помощь ей Господь посылает чудо - чудо избавления от
опасности, помощи в трудной ситуации и даже исцеления.
Заканчивая наш диалог, следует напомнить нашим читателям слова Господа, обращенные к
Апостолу Фоме: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Всегда следует сохранять
смирение перед Господом, не требовать от Него во что бы то ни стало исполнения желания своего,
но говорить: "Господи, если считаешь нужным, дай, если недостоин, то оставь меня в том состоя-
нии, в котором я есть". Вот это, пожалуй, наиболее трезвая, твердая позиция верующего человека
по отношению к чуду.

Отрывок из книги: Просите, и дано вам будет. Непридуманные рассказы о чудесной помо-
щи Божией. Фонд "Христианская жизнь". Клин, 1999.

Завод Водоприбор: счетчики учета расхода воды - обращайтесь и приобретайте (495) 647-07-62 . санатории подмосковья с лечением
Hosted by uCoz